Легенды и были «Старого парка»

0
Антон Мещ

Райский уголок «Старого парка» известен далеко за пределами Краснодарского края.

Антон Мещ

Антон Мещ

Многие приезжают сюда на отдых. В следующий раз люди едут целенаправленно, чтобы еще раз почувствовать эту атмосферу старины и традиций. Погрузившись в гармонию природы и архитектуры, вы убедитесь, что красота и высокая культура всегда были едины и стремились к миру. Это не обычный парк, где можно отдохнуть душой и насладиться видами. И не простой музей, где узнаешь историю страны. Это целый мир, воплотивший все огромное представление о времени, человечестве, искусстве. И старым он назван неспроста, хотя объединил, изменил и улучшил все существующие до сих пор способы изучения мира. Главная задача парка — просветительская. Автор, архитектор и скульптор «Старого парка» в селе Кабардинка Александр Иванович Алексеев, сам рассказал о том, как рождались уникальные по своей сути творения. А мы постараемся изложить нашу беседу так, чтобы вам открылся этот мир «изнутри». Ведь побывать в парке и увидеть все собственными глазами можно в любой день, но процесс сотворения способен раскрыть только сам автор.

— Как возникла задумка такого парка?

— Задумка — это не вопрос. Сложность заключается в том, чтобы организовать коллектив, который делает этот парк. На реализацию идей ушло 8 лет. Когда начинаешь задумываться о средствах воздействия искусства на сознание (будь то литература, музыка, радио или телевидение), понимаешь, что это воздействие ограниченно. Человек может не читать книги, не смотреть кино и не слушать музыку. Но находиться вне поля влияния архитектуры он не сумеет. Я уверен, что архитектура — это самое действенное средство воздействия на человеческое сознание. А если она при этом гармонично сочетается с живой природой, это уже райский сад, к которому изначально стремится человеческая душа.

— Сколько времени проходит от появления идеи до ее воплощения?

— Собирание материала, информации — это вся жизнь. А сделать что-то руками можно очень быстро. Например, скульптура готовится 2-3 месяца. Когда предмет уже известен, усилия направлены, работы организованы, и результат становится ближе.

— Почему именно парк?

— Сады и парки начали создаваться еще со времен Древнего Египта (сады Семирамиды, парки Версаля), но доступны они были очень узкому кругу избранных. Народ их не видел. И только в середине XIX века в городах  Европы стали возникать городские сады. Это и были те самые парки, которые в XX веке мы знали как парки культуры, где уживались беседки, летние концертные площадки и духовые оркестры. В веке XXI парки коммерциолизировались, главное место стали занимать развлекательные аттракционы. Мы же стараемся, чтобы возродить старые традиции. Мы сейчас целенаправленно работаем с городами Краснодарского края над вопросом увеличения парков, и география постепенно расширяется. Вот обратите внимание на тех, кто приезжает к нам отдыхать. Активно развлекаясь, они быстро утомляются. Попадают в наше пространство — у них шок! Культурно-эмоциональный шок. Гостями «Старого парка» становились немцы, японцы, австрийцы, американцы. Знаю, что люди приезжают специально из Сибири, чтобы увидеть Парк.

— Где-либо в мире есть аналог «Старому парку»?

— В Брюсселе, Париже, городах Японии есть такие парки, где в миниатюре представлены самые интересные сооружения со всего света. У нас совершенно другая задача. Мы не представляем архитектурные подобия, а создаем атмосферу культуры или цивилизации и наполняем ее содержанием, проводя красную нить, которая подчеркивает, что общечеловеческая культура едина. Здесь нет ни одной копии. Все архитектурные работы навеяны впечатлением, атмосферой страны, цивилизации, времени. Чтобы воплотить в жизнь какой-либо архитектурный объект, находящийся в парке, требуется изучить кучу литературы, проникнуться ощущением эпохи, страны.

— Кто Вам помогает?

— У нас сформировался отличный коллектив. Работа ведется на четырех участках. Первый — производство моделей, форм. Второй — производство непосредственно архитектурных элементов. Еще два — монтажники и садовники. Всего около 30 человек. Это единый организм, высокопрофессиональный, имеющий определенное сознание. География нашего строительства – от Сочи до Москвы. Во многих городах можно увидеть наши фонтаны или другие парковые элементы.

— Вы практически живете среди этих удивительных экспонатов. Они каким-либо образом влияют на Ваш характер, отношение к жизни?

— Специфика работы архитектора — жить своим объектом. Однозначно то, что без погружения в свою работу идея не могла бы найти полного воплощения. Моя увлеченность распространилась и на сыновей. Оба, я уверен, продолжат мое дело.

— Какая страна Вам сначала была интересна более всего? Какой экспонат появился первым?

— Страна — Египет, конечно. Но сначала мы сделали фонтанчик. Потом появилась пирамида, она обросла основными египетскими элементами. Постепенно здесь стали соседствовать классическая античность, Средневековье, Европа, Греция, Рим, Кавказ, Япония, Индия… (Культуры и эпохи не диссонируют друг с другом. Но удивительное ощущение, что мы просто выпали в другое пространство, не покидало). Во внутреннем рельефе Египетской пирамиды я попытался изложить всю систему миропредставления древних египтян. Они, по сути, стали бессмертны, ни одна цивилизация не пришла к такой полноте, как египетская. Слепо веря в вечную жизнь, они оказались, в общем-то, правы. Я погрузился в поэзию Египта, и стихи помогли мне по-иному взглянуть на все их искусство.

— О чем же писали стихи в древнем Египте?

— О том же, о чем пишут сейчас и писали всегда: о любви, семейном счастье, проблемах нравственности, силе, власти, Боге, вечности… Но язык — именно язык изложения — дает глубину поэзии. То есть, для того чтобы заниматься архитектурой, надо быть историком, философом, поэтом. Я собрал всю литературу по  египтологии на русском языке, какую возможно было найти на 2001 год, проанализировал и пришел к выводу, что 95% из всего — это сенсационная, информативная, иллюстративная, популярная, откровенно мистификаторская… И только 5% серьезной научной литературы.

— Трудно представить, чтобы Вы остановились на достигнутом. Что нового появится в парке, какая эпоха или культура?

— Сейчас открыта картинная галерея, где задана очень высокая планка искусства международного уровня. Полностью представлены коллекции трех художников: В. Аксенова (г. Новороссийск), О. Рожкова (г. Ярославль) и В. Белоусова (г. Москва). Сформирована коллекции геленджикского художника Л. Ляха, кубанского — А. Пашкова и Аверьянова (г. Москва). У нас работает салон, где можно приобрести сувениры и картины. Еще один уникальный проект —  это Дом Кавказа. Кавказская архитектура очень противоречива. А у некоторых кочевых народов никакой архитектуры не было вообще. Мы объединили архитектуру оседлых народов в один ансамбль.

С каждым годом «Старый парк» расширяется, воплощая в жизнь новые идеи и собирая под своей сенью одаренных скульпторов, художников, артистов. Новым проектом Александра Алексеева стало строительство драматического театра, в котором, уверены, тоже будет полный аншлаг. Ведь за дело взялся настоящий Мастер!

 

Текст: Елена Сугако, корреспондент газеты «Прибой»

Фото: Антон Мещ

 

О авторе

Нет комментариев